
Какой была бы школа, если бы в ней не было конфликтов?!
- НЕИНТЕРЕСНАЯ! НЕРАЗВИВАЮЩАЯСЯ! СКУЧНАЯ! – именно так считают обучающиеся, педагоги и родители МБОУ Ханты-Мансийского района СОШ п. Горноправдинск.
Школьный конфликт – одна из самых сложных тем в воспитательной работе педагога. Стороны конфликта порой имеют абсолютно несовместимые взгляды, осложненные еще и возрастными особенностями: отсутствием жизненного опята, категоричностью в суждениях.
Одним из ключевых трендов образования 2025 является педагогика бесконфликтности – использование методик ненасильственного общения для решения конфликтов между обучающимися; внедрение практик групповой рефлексии, где обучающиеся могут обсудить свои чувства и переживания после урока или занятия.
В каждой школе сегодня существует служба медиации, которая призвана формировать благополучное, гуманное и безопасное пространство для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление в конфликты. Каждый педагог должен обладать эффективными инструментами для решения конфликтных ситуаций. В интервью председатель комитета по образованию при администрации Ханты-Мансийского района Шапарина Светлана Васильевна отметила важность «предупреждения конфликтных ситуаций» или «если подобные случаи возникают» разрешение их с помощью медиативных технологий». Медиатором может быть только специально подготовленный человек, а ученик вполне может, изучив причины возникновения конфликта и способы их разрешения, предупредить развитие конфликта в подростковой среде или направить его в мирное русло.
11 апреля 2025 года в школе состоялась форсайт-сессия «Конфликты в подростковой среде», которая как способ групповой работы позволила не только обсудить проблему и спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные факторы, но и совместно находить мирные решения.
В ходе мероприятия участникам было предложено рассмотреть типы конфликтов, сформулировать конструктивные и деструктивные последствия; интересно было обсудить стили и стратегии решения конфликтных ситуаций (уступка/приспособление, противоборство, компромисс/взаимоуступка, избегание и сотрудничество) и сделать вывод о том, что выбор стратегии не бывают ни плохими, ни хорошими – все зависит от конкретных обстоятельств.
Анализ результатов анкетирования, проведенного среди обучающихся 7-11 классов нашей школы, показал, что конфликты случаются с каждым. Большинство ребят тяжело переживают и долго вспоминают неприятные моменты; только 8% от числа опрошенных не волнуются, когда происходят ссоры (что тоже неправильно). Основной причиной конфликта называют несовпадение точек зрения, несправедливые поступки, нежелание выполнять чьи-либо требования. Разрешение конфликта большинство опрошенных доверяют друзьям, затем родителям, и только потом учителю. Только 1% респондентов способны вести конструктивный диалог, большинство сдерживаются, пытаются понять противоположную сторону, молчат и слушают, успокаивают собеседника или пытаются договориться. Ребята считают, что уменьшить количество конфликтных ситуаций им поможет умение вовремя остановиться, аргументировать свою точку зрения, вести переговоры, умение управлять своими эмоциями.
Цель понятна – нам всем необходимо научиться видеть и прогнозировать конфликт; управлять конфликтом – грамотно выбирать стратегию.
Потренировать навыки, участникам встречи было предложено в поиске и обсуждении конфликтных ситуаций в литературных произведениях, а затем решить реальные ситуации из школьной жизни. В споре рождается истина, каждый участник старался развитие разрушительного конфликта преобразовать в мирное русло.
Созданная участниками встречи памятка послужит алгоритмом для профилактики конфликтов, а в случае их возникновения можно применить следующие пункты: правила управления конфликтом, правила поведения в конфликте, план разрешения спора.
Безусловно, конфликты имеют неблагоприятное влияние на человека –его психическое и физическое состояние, но конфликту подвержены абсолютно все люди, поэтому и с ними стоит научиться мирно жить и сотрудничать.
В качестве рефлексии участники продолжили фразы: «Из-за конфликта…» и «Благодаря конфликту…», а также сделали вывод о том, что избегать конфликты опасно их нужно решать, решая, учиться слышать собеседника и высказывать свою позицию. Развивая в себе коммуникативные навыки, каждый сможет разрушительный конфликт сделать мирным, тем самым получить много энергии созидания и теплого юмора.
Брейфогель Мария, 10 класс МБОУ Ханты-Мансийский район СОШ п. Горноправдинск.